Византийская политическая организация

Высшими органами государственной власти в Византии были сенат, получивший с VII веке название синклит, и государственный совет, или иначе – консисторий. Синклит состоял из 2000 человек. Возглавлял его проэдр, позднее эпарх. Последний обладал особыми привилегиями и мог отстаивать перед лицом императора интересы синклита и народа. Синклит играл особую роль в обеспечении преемственности императорской власти. В силу того, что в Византии никогда не существовало закона о престолонаследии, император называл в присутствии членов синклита своего преемника, объявлял его своим соправителем; этот торжественный акт сопровождался принесением присяги, гарантируя последующее восхождение соправителя на престол.

Другим важным органом публичной власти были димы – организации свободных граждан Константинополя, объединявшиеся поквартально. Димы, в свою очередь, составляли партии, которые имели возможность публичной деятельности на ипподроме. Константинопольский ипподром, вмещавший 60 тысяч человек, был особым политическим институтом; скачки здесь лишь заполняли паузы между решением важнейших политических вопросов. Здесь сообщалось об объявлении войны и заключении мира; здесь оглашались новые законы; здесь возвещалось о смерти императора и называлась кандидатура преемника. Собравшийся народ выражал свое одобрение аккламациями, или аплодированием; если же народ был не согласен, то выражал свое отрицательное мнение криком и топаньем ног. В этом своеобразном византийском парламенте действовали четыре партии: венеты (синие), прасины (зеленые), левки (белые) и русии (красные). К первой принадлежала аристократия, ко второй относились представители финансово-предпринимательских слоев, а к третьей и четвертой – остальные граждане столицы.

Наибольшего влияния организации димов и партии достигли в VI веке. В 517 году умер император Анастасий, не оставивший преемников. Один из его племянников был представлен синклитом как кандидат на престол. Однако народ, собравшийся на ипподроме, провалил эту кандидатуру и провозгласил императором Юстина, выходца из бедной крестьянской семьи, не умевшего ни читать, ни писать. Юстин вызвал из родной деревни племянника, дал ему имя Юстиниан, усыновил, а затем объявил соправителем. Юстиниан получил прекрасное образование и большой опыт государственных дел. В 527 году скончался Юстин, и Юстиниан с одобрения большинства народа был провозглашен императором. Однако в 531 году против него было поднято восстание, получившее название Ника, то есть «Побеждай!». Восставшие заняли ипподром, объявили о низложении Юстиниана и назвали альтернативным императором Ипатия, племянника Анастасия. Столица была охвачена взрывом насилия. Оставшиеся под контролем Юстиниана гвардия и провинциальная армия начали занимать квартал за кварталом, пока не блокировали восставших на ипподроме. В ходе заключительной операции погибли 30 тысяч человек; Ипатий был казнен.

Подавление восстания Ника 532 года в Константинополе, спровоцированного соперничеством димов, уничтожило оппозицию Юстиниану среди аристократии и населения столицы, укрепило авторитарный характер императорской власти. В 534 году был издан Свод гражданского права, так называемый Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis или Codex Justiniani), давший нормативное изложение римского права и сформулировавший основы имперской государственности. В дальнейшем роль ипподрома уменьшалась и свелась к официальным церемониям чествования императора и членов его семьи. Функция димов постепенно ограничивалась участием в народных празднествах, процессиях, публичных встречах дипломатических миссий и в прочих официальных акциях. Правда, и в дальнейшем отмечалось не только преклонение народа перед величием императорской особы, но и взрывы негодующего отношения к императору, когда народ забрасывал его во время шествий грязью и тухлыми яйцами.

Церковная политика Юстиниана отмечена стремлением к установлению единства вероисповедания. В 529 году была закрыта Афинская академия, начато преследование еретиков и язычников, наполнившее все царствование Юстиниана. Гонения на монофизитов, вплоть до открытия военных действий, опустошили восточные провинции, особенно Сирию и окрестности Антиохии. Папство при нем совершенно подчинилось императорской воле. В 553 году по инициативе Юстиниана в Константинополе был созван V Вселенский собор, на котором был разрешен так называемый «спор о трех главах» и, в частности, осужден Ориген, христианский теолог и философ, соединявший платонизм с христианским учением.

С VII века в Византии сформировались ведомства центрального управления, так называемые логофисии. Существовали логофисия геникона, ведавшая налогообложением; логофисия стратиотикона, руководившая делами армии; логофисия дрома, занимавшаяся дипломатией, почтой и разведкой; логофисия идика, ведавшая имуществом императора. Возглавляли ведомства логофеты.
Одновременно с усилением центральной власти происходил переход к новой системе управления провинциями. С VII века начали создаваться военно-административные округа – фемы. Главой фемы император назначал стратига, который соединил в одном лице административные и военные полномочия. Он обязан был обеспечить сбор налогов, действие имперского законодательства, функционирование военной организации. Стратиг обеспечивал набор новобранцев, устанавливал порядок призыва стратиотов – крестьян, обязанных военной службой и получавших в качестве вознаграждения стратии – земельные участки. В дальнейшем должность стратига становилась наследственной, что являлось фактором сепаратизма.

Далее ► Византийский таксис и православная церковь