Образование Рима

Согласно преданию, город Рим был основан на семи холмах братьями Ромулом и Ремом около 753 года до нашей эры, и от этой даты в дальнейшем велось летоисчисление на протяжении почти тысячи лет. В действительности среди поселений семи холмов, существовавших с более раннего времени, итальянскими археологами была выявлена каменная крепость на Капитолийском холме, которую ученые назвали «Roma quadrata» по характерной квадратной планировке; она датировалась VIII веком до нашей эры и принадлежала этрускам.

Смерть Рема
Смерть Рема
История образования Рима

Но в дальнейшем господство в образовавшейся римской гражданской общине (civitas) перешло к родам римлян; они были более древними в данной местности, менее культурными, но более воинственными; они поклонялись богу войны Янусу Квиринальскому, то есть находившемуся на Квиринальском холме, и их поэтому нередко называли «квиринами» или «квиритами».

По-видимому, с того времени стало складываться различие между коренными жителями – римлянами и пришельцами – этрусками, которые впоследствии оформились в два сословия: патрициев и плебеев.

Патриции являлись членами родовой (гентильной) организации; они могли назвать своих отцов как уже проживавших в пределах города; они имели право занимать земли римской общины (ager publicus); имели право на брак (ius connubio), имели своих представителей в сенате – высшем органе управления, и имели право участвовать в родовых народных собраниях – куриатных комициях, обладавших высшей законодательной и судебной властью.

Плебеи не считались членами гентильной организации и потому не имели соответствующих прав; браки между плебеями и патрициями были запрещены.

По-видимому, к VIII веку до нашей эры относится возникновение у римлян царской власти, испытавшей значительное влияние этрусской традиции. Царь титуловался rех, обладал функциями вождя и жреца; он имел привилегию восседать на курульном кресле из слоновой кости, имел двенадцать телохранителей – ликторов, вооруженных топориками (фасциями). Царь избирался в народном собрании. Практиковались испытания претендента на царский престол в виде священного бега (refugium). Рядом с царем действовал сенат; он состоял из ста человек; во главе стоял принцепс – председатель, являвшийся самым старым сенатором. Должность в сенате была пожизненной; вакансии замещались царем.

Сенат рассматривал вопросы о войне и мире, руководил финансами, обсуждал законопроекты. В периоды междуцарствия сенат по жребию избирал из своей среды «временно исполняющего обязанности царя» (interrex) сроком на один день, вручая ему печать Рима, ключи от казны и атрибуты царской власти. Голосование в сенате проводилось «ногами» (pedalium), расхождением в стороны. Вся полнота власти была сосредоточена в куриатных комициях. Именно здесь избирался царь, принимались законы (lex), рассматривались апелляции приговоренных к смерти. Собрания проходили на форуме; каждый род имел один голос; всего в Риме насчитывалось 30 родов; чтобы решение собрания получило законную силу, необходимо было набрать 16 голосов «за».

Традиция называет первым царем Ромула, одного из двух братьев – близнецов, вскормленных, согласно легенде, Капитолийской волчицей. В действительности Волчица являлась тотемным животным одного из римских родов, издревле проживавшего на Капитолийском холме и, возможно, принявшего мигрантов – этрусков. Само имя Ромул не является собственным; суффикс «ул» обозначает принадлежность, и «имя» Ромул надлежит понимать как «римлянин». То есть, не Ромул дал название городу, а уже существовавший город дал прозвище «Ромул». Традиция приписывает Ромулу не только основание города, но и учреждение государства, царской власти, комиций, сената, первых законов и публичных ритуалов. Реально эти инструменты ранней государственности формировались не одновременно, но на протяжении правления нескольких царей, обобщенной персонализацией которых стал мифический Ромул.

Несмотря на выборный характер царской власти, можно отметить в VI веке до нашей эры тенденции к установлению династий, когда царский престол переходил от царствующего государя к зятю, через посредничество дочерей. Такова этрусская династия Тарквиниев. Помимо царя в Риме выделялся великий понтифик (pontifex maximum); он хранил «свитки понтификов», в которых фиксировались правила ритуалов, и «фасты» – особый сакральный календарь, где приводились благоприятные и неблагоприятные для общественных дел дни (dies fasti et nefasti).

Историческая справка. Семь холмов (Септимонциум, лат. Septimontium, от septem – семь и montes – горы), возвышенности в области Лаций, на левом берегу Тибра, примерно в 25 км от моря, на которых стоял город Рим. Традиционное число семь составляли: «горы» Палатин, Авентин, Капитолий, Целий, Эсквилин и «холмы» (лат. colles) Квиринал и Виминал. По преданию, город был заложен Ромулом на Палатине и первоначальный состав «семигорья» был иным: он охватывал Палатин с двумя отрогами (Цермал, Велия), часть Целия и три возвышенности Эсквилина (Карины, Оппий, Циспий). Отсюда происходит древнейший праздник «Семигорье», справлявшийся в декабре. На холмах Квиринале и Виминале обитали сабиняне, присоединившиеся к палатинскому Риму, согласно легенде, после похищения сабинянок. Частью города Рима были также холмы Ватикан и Яникул на правом берегу Тибра и северный холм Пинций.

Далее ► Реформы Сервия Туллия