История средневековья
История Китая
Современная цивилизация
Мифология созвездий

Новые источники энергии

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Главным источником энергии даже в начале XVIII веке оставалось дерево. Промышленность, в особенности железоделательное производство, основывалась на древесном угле. Но леса были уже в значительной степени вырублены. Население, кроме того, использовало дерево для отопления и строительства. Производство металла приходилось перемешать в малонаселенные, лесистые местности. Транспортировка топлива и вывоз готовой продукции вел к удорожанию изделий. Ситуация с топливом заставляла Англию, имевшую передовую по тем временам индустрию, ввозить металл из-за рубежа, в частности из России.

В Англии предприняли усиленный поиск новых источников энергии. В начале века был найден метод извлечения серы из угля – изготовлен кокс, вызвавший революцию сначала в металлургии, а потом и в смежных отраслях. Семилетняя война, требовавшая большого количества железа, стимулировала расширение использования кокса. В 1784 году Генри Корт изобрел процесс пудлингования (перемешивания) расплавленной массы чугуна, что приводило к изготовлению более качественного железа. После этого изобретения производство железа резко возросло с 60 тысяч тонн в 1788 году до 125 тысяч тонн в 1796 году. Дерево и камень долгое время остававшиеся главными промышленными материалами были потеснены. В конце XVIII века появился первый железный мост и первое железное судно.



Запасы угля и железной руды, как правило, не залегают рядом друг с другом и, значит, требуются удобные коммуникации для их транспортировки. Канал стал таким удобным и дешевым средством. В 1760 году герцог Бриджстоурский соорудил канал длиной в несколько км от своих шахт до Манчестера. Англия быстро покрылась сетью каналов (в 1800 году – 1100 км, в 1830 – 8000 км), имеющих выход к морю. Дальнейший технологический поиск привел к появлению железных дорог. В 1825 году была пущена в эксплуатацию первая железная дорога.



Создание разветвленной инфраструктуры требовало больших финансовых средств. Даже нескольким крупным предпринимателям такие проекты оказывались не по карману. Выход нашли в привлечение средств людей с небольшими накоплениями и капиталами, что потребовало создания новых финансовых институтов (трастовых компаний, инвестиционных фондов) и сделало рынок капитала более гибким.
Угледобыча привела к широкому использованию паровых машин, которые заменили вьючных животных, ранее используемых для откачки воды из шахт. В 1782 году шотландский изобретатель Джеймс Уатт (1736-1819) сумел впервые преобразовать вертикальное движение паровой машины во вращательное, создав тем самым возможность использования этого механизма в черной металлургии и в ткацком производстве. В 1800 году уже около 500 таких машин использовалось в различных отраслях производства на территории Великобритании. Изобретение машин повысило производительность труда и рентабельность. Появляется новая форма организации производства – фабрика.

История древних цивилизаций

Возникновение фабричного производства