Мусульманское право

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства — людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам или мулла — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) — одновременно религиозная и светская — принадлежит только Богу и осуществляется через халифа — предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе «земного законодателя» на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).

Сложилась особая мусульманская система права шариат. Шариат (араб. шариа, букв. — надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Основными источниками права были Коран – откровение Аллаха, Сунна – предание о жизни пророка; Тефсир, Иджмы и Кияс. Коран и Сунна обеспечивали моральное обоснование права, сообщали религиозную санкцию правовым нормам как высшей справедливости. Тефсир, Иджмы и Кияс позволяли использовать в мусульманской правовой практике нормы других правовых систем – эллинской, римской, иранской, византийской – после процедуры признания их справедливости мусульманской общиной. Это делало мусульманское право особо пластичным, непрерывно обогащающимся лучшим правовым опытом других народов.

В мусульманском праве вплоть до X века существовал обычай иджтихад, то есть вынесения судебного решения по наитию, «по внушению Аллаха», в ситуациях, когда невозможно было опереться на адекватную правовую норму. В X веке был объявлен таклид, т.е. запрет выносить судебные решения «по внушению Аллаха». К этому времени в мусульманском мире не осталось в высшей степени авторитетных улемов (богословов-правоведов), халифы перестали быть муджтахидами, т.е. пользовавшимися доверием всей мусульманской общины. Судьи обязывались найти прецедент в случаях отсутствия соответствующих норм в пяти источниках шариата.

Весьма специфическим было право собственности. Собственником всей земли в мусульманском государстве считался Аллах. Верховным распорядителем земель от его имени выступал халиф. Существовала личная собственность халифа (савафи). Существовала собственность мусульманской общины (вакф). И та, и другая не подлежали отчуждению и налогообложению. В дальнейшем такой же статус савафи приобрела собственность султана. Султан мог раздавать завоеванные земли в качестве условных держаний (икта) своим офицерам и чиновникам. Наконец, в мусульманском праве, в отличие от других восточных правовых систем, была известна частная собственность на землю (мульк), предполагавшая права пользования, владения и распоряжения.

Кочевой образ жизни значительной части мусульманского общества привел к оформлению особых прав на водные источники. Они могли находиться в частной собственности, но по отношению к ним практиковались право шеффет и право шербу. Шеффет – это «право жажды», согласно которому любой мусульманин может бесплатно воспользоваться источником, чтобы напиться и напоить своего верблюда. Шербу – это право пользования источником за плату, когда количество потребляемой воды превышало шеффет.

История древних цивилизаций

Экономика мусульманской цивилизации

Top Mail.ru