Энциклопедия мифологии
Цивилизация Месопотамии
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Культура Месопотамии

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов поначалу казался очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватило местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в 331 году до нашей эры в Вавилон, где он короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи. В городе развернулось активное строительство и реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох Селевк переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к северо-востоку от храма Мардука.

Культура МесопотамииКультура Месопотамии

Вавилонская культура попала под влияние эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история Вавилонии Бероса создавалась по-гречески. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 года до нашей эры, когда страну захватили парфяне. С упадком Селевкидов в Вавилоне воцарились парфяне, и город не раз становился местом столкновения Парфянского царства и Рима. В 115 он был завоеван Траяном, в 199 — Септимием Севером. Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок, торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон отходит к Сасанидам, продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о великом городе, спрятанном под холмами. Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственной государственности.

Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии, в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов. Подлинными ее носителями были писцы и жрецы. Однако что значила эта ученость для эллинов, которые уже были знакомы с творениями Платона и Аристотеля, традиционные представления и ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов критического и динамического сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом.



Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, осталась незамеченной, искусство не импонировало греческому вкусу, местные культы также не были признаны. В то же время греческая культура не могла не прельщать многих неконсервативно настроенных вавилонян. Помимо всего прочего, причастность к культуре завоевателей открыла путь к социальному успеху. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация происходила сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уже низы. Для вавилонской культуры это означало потерю немалого числа активных и способных людей, перешедших в эллинство. Однако импульс, данный греками, с течением времени ослабевал, тогда как процесс варваризации пришлых эллинов шел по нарастающей, он начался с социальных низов переселенцев, и вскоре греки растворились в массе местного населения.

В пору своего расцвета город Вавилон был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука — зиккурат Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.

Ворота богини ИштарВорота богини Иштар

Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу «Аибур-шабу» — «Врагу не добиться победы». Дорога процессий кончалась у храма Мардука — Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 метра.

Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы. Широко была распространена грамотность.

История древних цивилизаций
Пиктографическая письменность









Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd