Энциклопедия мифологии
Древние культуры Америки
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Культура ольмеков

Ольмекская культура (исп. olmecas), археологическая культура Мексики II-I тысячелетий до нашей эры (многие исследователи датируют ее начало лишь VIII веком до нашей эры). Условно названа по имени народов, проживавших на территории нынешних мексиканских штатов Веракрус и Табаско, сведения о которых встречаются в письменных источниках раннего колониального времени. Уже во II тысячелетии до нашей эры ольмеки знали развитое земледелие, строили поселения. До совершенства была доведена технология обработки камня.

Культуру ольмеков выделяют по ряду специфических черт изобразительного искусства, выражавшего религиозные мотивы. Наиболее регулярно встречающиеся — изображения ягуара-ребенка, маски ягуара, каменные головы в шлемах. Среди элементов материальной культуры — гигантские каменные головы, гробницы со стенами и перекрытиями из базальтовых колонн или песчаниковых плит, резьба по базальту, совершенная обработка нефрита и серпентина, мозаичные площадки из блоков серпентина и нефрита, зеркала из полированного камня. Наиболее известные центры ольмекской культуры — Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас. Сохранились ольмекские алтари, вырубленные в скалах; остались гигантские каменные головы «негроидного» типа, оставившие ученых в недоумении; дошла до наших дней ольмекская фресковая живопись. Ольмеки первыми из американских племен стали использовать знаки для записи цифр, создали идеографическое письмо, календарь. Они отличались редкими познаниями в астрономии, гомеопатии. Именно ольмеки открыли игру в мяч, отчасти напоминавшую баскетбол: мяч забрасывался в кольцо, но не руками, а телом – плечами, бедрами, ягодицами, игроки надевали маски и нагрудники. Это была ритуальная игра, связанная с культом плодородия; побежденному отрезалась голова. Ольмеки, в отличие от других племен, использовали накладные бороды, практиковали деформацию черепа, бритье головы, подпиливание зубов. У них был распространен культ ягуара. Во главе общества стояли жрецы-астрологи.

О мировоззрении носителей культуры ольмеков можно судить по формам его воплощения в изображениях божеств. Среди них преобладают изображения хищников семейства кошачьих. Вероятно, основным божеством ольмеков был ягуар. Его изображения встречаются как на монументальных скульптурах, которые носили, видимо, публичный характер, так и в мелкой пластике, предназначенной для индивидуального пользования — не только в изделиях из драгоценных и полудрагоценных камней, но и на керамике, что, очевидно, свидетельствует о почитании этого божества разными социальными слоями. Часто встречается стилизованное изображение морды ягуара. То, что оно представлено на саркофаге, свидетельствует о связи этого божества с загробным миром. В то же время, есть монолиты, где пасть ягуара представлена в виде ниши, в которой восседает человек. На фрагменте одной из стел в Трес-Сапотес (той самой, на которой есть дата) вырезана личина ягуара с текущими из глаз слезами — три косых черты с капельками на обоих концах («в три ручья»!) под каждым глазом. Таким образом, ягуар мог быть отождествляем с водами. Изображения существа, сочетающего черты ягуара и ребенка, современные исследователи также считают олицетворением бога дождя. Высказывалось предположение, что изображения гигантских голов были связаны с культом божества кукурузы.

На монументе из Ла-Венты представлено, возможно, одно из древнейших изображений божества, сочетающего в себе черты змея и птицы. На тщательно обработанной поверхности каменного блока изображен человек в сложном головном уборе в виде пасти животного, расположившейся в изгибе тела гигантского змея. Голова змея больше похожа на голову хищной птицы, при этом она с гребешком (возможно, из перьев). Обращает на себя внимание, что пасть надетой человеком маски и пасть бога-покровителя сходны.
О форме ритуала могут говорить сцены, вырезанные на некоторых каменных монументах, которые археологи считают алтарями. В нише (символизировавшей пещеру и пасть божества) одной из таких глыб представлен человек в высоком головном уборе, у которого на вытянутых руках лежит ребенок с чертами ягуара. На боковых сторонах камня находятся еще существа в длинных одеждах и высоких головных уборах. У них тоже на руках младенцы с лицами, напоминающими ягуара. Одним из ритуалов была игра в мяч, о которой говорят как наличие площадок для игры, так и приношения в виде каучуковых мячей, найденные в Эль-Манати на юге Веракруса (памятник датируется XVI – XII столетиями до нашей эры). Элементом ритуального убранства были маски. Видимо, какую-то важную роль в ритуале играли зеркала из отполированного камня. Их изображения встречаются на груди персонажей со стел и алтарей.

Рядом с ольмеками проживали сапотеки. В II – VIII века они перешли к террасно-орошаемому земледелию; они изобрели специальные подъемники для подачи воды на устроенные в горах террасы. Они первыми начали обрабатывать медную руду. Во главе общества стоял гоккитао, обладавший политической, военной и судебной властью. Рядом с ним находился жрец – цихатоо. Большую роль играли предсказатели – коланихе. Существовало разделение на области во главе со старейшинами. Сапотеки почитали в качестве верховного бога Кокишека. Как и ольмеки, они использовали двадцатиричную систему счета, солнечный календарь в 365 дней и особый ритуальный календарь в 260 дней.

Остается загадкой культура Теотиуакана. Неизвестна этническая и языковая принадлежность ее создателей. Это огромный для Америки культовый центр, «Город Богов», площадью тридцать квадратных километров. В нем возвышались величественные пирамиды Солнца и Луны, великое множество скульптурных изваяний различных богов. Главным богом был Кецалькоатль в образе Пернатого Змея. Особое значение имела космологическая символика пяти Солнц:
1. Солнце Ночи в виде зверя из семейства кошачьих, символизировавшее древнейшую эпоху, царство тьмы;
2. Солнце Дыхания, символ Возрождения;
3. Солнце Огненного Ливня, уничтожившего все на земле, кроме птиц;
4. Солнце Воды, изображавшееся в виде рыб;
5. Солнце Движения.
На вершине храма Солнца находился самый величественный фетиш солнечного светила – круглый монолит весом 25 тонн и диаметром три с половиной метра метра, который считают календарем. В IV – V века культура Теотиуакана достигла наибольшего расцвета, а в VII веке «Город Богов» был заброшен, и причины его запустения остаются неизвестными.

В VIII веке ольмеков сменили тотонаки. Они основали столицу Семпоала, украсили ее храмами и дворцами. Тотонаки изобрели колонну. Им была известна идеографическая письменность. Они умели делать бумагу из древесной коры, оставили книги и географические карты. У тотонаков существовала постоянная армия. Они использовали труд рабов. Тотонаки оказали сильное влияние на последующее кулинарное искусство Америки: они создали эмпанадас – блюдо из маисовой муки и дичи, они готовили накатамалес – маисовые лепешки, напиток из шоколада – пульке и др. Сапотеков сменили миштеки. Они умели обрабатывать золото. Знали секреты изготовления пергамента и бумаги, пользовались идеографическим письмом. Сохранился рисуночный кодекс на оленьей шкуре, одиннадцати метров длиной, сложенный «гармошкой» 44 раза.

Памятники и отдельные находки, подобные ольмекским, встречаются и за пределами мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Так, в Чалькацинго (штат Морелос) были найдены многотонные валуны с вырезанными на них сюжетами, сходными ольмекскими: человек в пасти чудовища, клыкастый змей с крылом и др. Сходные находки сделаны на тихоокенаском побережье Мексики (Чьяпас), в Гватемале, Сальвадоре и Коста-Рике. Исследователи по-разному толковали этот факт. В начале изучения ольмеков предполагалось, что ольмекские религия и искусство распространились до Мексиканского нагорья и Гватемальского побережья, оказав сильное влияние на местные культуры. Сейчас преобладает мнение, что во II тысячелетии до нашей эры в этих областях существовали несколько сходных археологических культур, которые сохранили элементы этой общности в более поздние эпохи.

История древних цивилизаций
Майянская цивилизация







История России



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова




Гестия

Идунн

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd