Культура исламского общества

Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. То есть в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.

Военизированный характер исламского общества не должен заслонять его толерантности. В исламских странах не преследовались иноверцы – христиане, иудеи, зороастрийцы, буддисты; сохранялись унаследованные от предшествующих цивилизаций развитая агротехника, практика строительства городов и дорог, система сухопутных и морских коммуникаций, технологии, науки, традиции образования и культуры.
Особой открытостью к усвоению лучших достижений прежних культур отличались арабы. Арабские ученые и инженеры унаследовали ближневосточные технологии обработки железа, получения стали. Они создали новую марку сверхпрочной стали – булат. Арабские алхимики научились получать селитру (азотнокислый калий) в результате отделения и очистки солей, выявили взрывчатые свойства селитры и намного раньше европейцев пришли к созданию пороха. Известно, что арабы использовали «грохочущие трубы» во время штурма испанских городов. Само слово «алхимия» арабского происхождения, как и производное от него европейское слово «химия». Арабские алхимики, обосновавшиеся на острове Сицилия, первыми создали перегонный куб и получили спирт. Слово «алкоголь» также является заимствованием из арабского языка. Арабы раньше европейцев научились изготавливать бумагу, и это слово производно от названия каирского квартала, где находились самые знаменитые в средние века мастерские по производству бумаги. Арабы раньше, чем европейцы, стали использовать компас и делать компасные карты; самой ранней и самой известной из них является карта Идриси (XII век).

Арабы усвоили технику мореплавания своих предшественников и превратились в один из самых развитых морских народов того времени. Арабские мореходы знали акватории Индийского и Тихого океанов, они доходили до Китая и Японии, знали острова Полинезии, были знакомы с маршрутами плавания вдоль Африки.
В развитии наук исключительная роль принадлежит «Дому мудрости», своеобразной мусульманской академии и переводческому институту, созданному халифом Харун ар-Рашидом (763/766 – 809 годы). Здесь были выполнены переводы с греческого языка на арабский лучших античных сочинений по математике, геометрии, астрономии. В частности, были переведены «Начала» Эвклида, книги Птолемея, названные арабским переводчиком «Альмагест». Арабы восприняли индийское счисление, несколько изменили его и ввели в обиход во всем мусульманском мире от Индии до Пиренеев. Европейцы заимствовали у арабов нумерацию, и с XI в. стали использоваться арабские цифры. Тогда же в Европе стала известна «алгебра», обязанная своим становлением и самим названием арабам.

Из арабских ученых наибольшую известность приобрели Аль-Кинди (800 – 870), тонкий знаток Аристотеля, критик Корана; Ибн Рушд, или Аверроэс (1126 – 1198), отвергавший Бога, считавший материю вечной; Абу Муса Джабир ибн Хайян (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, открывший методы дистилляции кислот, очищения металлов, технологии крашения тканей и кожи; Мухаммед аль-Баттани (858 – 929), создатель обсерватории; Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази, или Разес (865 – 925), учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ.

Несколько позже – отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, – развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в IX-XII веках возникновению и расцвету арабской философии (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина). В то же время получает развитие суфизм – мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.

Далее ► Градостроительство мусульман