Египетская культура

Ее истоки настолько теряются в глубокой древности, что когда английскими учеными Флиндерсом Питри и Джорджем Квибеллом была обнаружена доисторическая культура Египта, она была настолько не схожа с привычной нам культурой фараонов, что ее поспешили назвать неегипетской. Предполагалось, что египетская культура базируется на многочисленных смежных с ней культурах, например, автохтонных, сахарско-суданских или африканских. Африканская по происхождению, древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо, только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно. С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными, долговременными, этнический состав – более стабильным.

Анубис бог и покровитель мертвых
Анубис, бог и покровитель мертвых, страж
подземного мира и заупокойного культа

Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая впоследствии дала тот неожиданный взрыв, благодаря которому Египет переступил грань доистории.

Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации – в сфере материальной (постепенный переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере социальной (возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений, культа обожествленного правителя, солярного круга, специфических египетских искусств) – и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического периода (3300 – 3000 годы до нашей эры) и Раннее царство – время возникновения единого египетского государства. Именно в этот период выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. Одна из таких черт представляет собой сочетание первобытности со сложным и зрелым мировосприятием. Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, системы счета, появляется первый свиток папируса, попытки мумификации, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы, статичные статуи официальных лиц.

В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь – божественный владыка Обеих Земель, носитель двойной короны Египта, воплощение бога Гора. Впервые складывается царская титлатура из четырех имен. Царствование фараонов в течение трех тысяч лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа Маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом.

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами и немыслимой без Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться к Маат, который часто понимался как правопорядок, справедливость. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как слово бога, подчеркивалась роль бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, покровителя литературы и писцов.

Бога Тота называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов, ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям. Некоторые тексты заклинаний были написаны у статуи этого бога, которая находилась в одном из древних храмов, ранее именовавшимися домами жизни, в них часто размещались библиотеки, архивы, записи правления царей. Сооружение гигантских пирамид-усыпальниц – яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти. Бог Благой (Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.

Далее ► Тексты пирамид