Энциклопедия мифологии
Краткая история мировых цивилизаций
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Истоки индустриальной цивилизации

Эпоха Возрождения и Реформация


На предыдущих страницах речь шла об аграрных цивилизациях Запада, Востока и Америки. Вплоть до XVI века западная цивилизация во многих отношениях отставала от восточных. Однако на рубеже XV–XVI столетий в европейском обществе произошли такие изменения, которые привели к смене типа цивилизации.
Среди этих изменений первенствующее значение имели изменения социокультурного порядка, которые обычно обозначают понятием «Возрождение». Сам термин в привычном нам смысле слова (Rinascita по-итальянски, Renaissance по-французски) предложил представитель маньеризма Джорджо Вазари (1511–1574 годы) еще в середине XVI века. Культура Возрождения оценивалась и оценивается в историографии весьма по-разному. Одни историки превозносят эту культуру как открывшую новую эпоху, новые идеи права, свободы, демократической организации общества. Другие, напротив, возлагают на эту культуру ответственность за разрушение устоев морали, нравственности, церкви, семьи; они склонны даже менять термин «Возрождение» на «Вырождение» (Л. П. Карсавин). При всей разности взглядов, обе позиции сходятся в том, что эпоха Возрождения была качественно иной по сравнению с эпохой средних веков.

Первое принципиальное отличие заключается в антропоцентричной картине мира. Антропоцентризм подразумевает выдвижение человека в центр мироздания. Лучшей иллюстрацией такого положения могут служить рассуждения руководителей Платоновской академии во Флоренции, Марсилио Фичино (1433–1499 годы) и Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494 годы) в конце XV века: человек сотворен Богом наполовину и помещен в центр мира; дальнейшее досотворение зависит от самого человека; если он будет делать выбор в пользу добра, то он возвысится до уровня ангелов и даже Бога, если же он будет делать выбор в пользу зла, то он деградирует, упадет до уровня скота.

Другой иллюстрацией антропоцентризма может служить теория прямой перспективы, открытая Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Брунеллески (1377–1446 годы) и другими живописцами XV века. Согласно этой теории видимые объекты уменьшаются, чем дальше от художника и зрителя они находятся. Здесь ощущается отчетливое осознание человеком XV столетия своего центрального положения, от его глаза оцифровывается пространство как реальное, так и иллюзорное в картине до бесконечности, в которой все линии зрения оптически соединяются в точку. Антропоцентризм был неведом средневековью, основанному на теоцентризме, и тем более – восточным культурам. Нет надобности подчеркивать, что именно этот новый мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского Возрождения и редкий динамизм европейского общества XV–XVII веков. Человек осознал себя творцом, мастером, сравнимым с Первотворцом, Небесным мастером; он способен не только создавать искусственный мир вокруг себя, но и творить самого себя, восходя до статуса Бога.

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно — делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.
Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

Следующим отличием культуры Ренессанса от предшествующей был индивидуализм. Как показывают новейшие исследования, в частности, Л. М. Баткина, человек впервые стал осознавать себя индивидом, личностью только в эпоху Возрождения. Сам термин «индивид» производен от латинского «individuum», то есть «неделимый», социальный атом. В ту же эпоху появилось понятие «persona» – личность, физическое лицо в правовой процедуре. В античности это понятие обозначало лишь театральную маску. Теперь же оно выражало субъекта права; личность стала осмысляться обладавшей неотъемлемыми, прирожденными правами на жизнь, на свободу и на собственность. Как собственность стали восприниматься результаты творческой деятельности, изобретения и идеи. Неслучайно именно в то время возникло понятие авторства, прежде неизвестное, возникли первые процессы по авторскому праву. Индивидуализм породил стихию конкуренции, самоутверждения, которые позднее будут признаны естественным состоянием и естественным правом.

История древних цивилизаций
Гуманизм эпохи Возрождения







История России



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова




Валькирии

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd