Энциклопедия мифологии
Древние культуры Америки
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Инкская цивилизация

Инки (правильнее инка, исп. incas от кечуа inkakuna), народ древнего Перу, первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI – XIII веках на территории современного Перу (в дальнейшем областей Чили, Боливии, Аргентины, Колумбии и Эквадора), позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу. Древнейшие упоминания об инках связаны с их приходом в долину Куско, где они смешались с местными племенами. С XII века община Куско начинает проводить завоевательную политику в отношении соседей. В 30-е годы XV столетия инкский правитель города Куско победил соседей-чанка. Позже были подчинены колья, обитавшие в области озера Титикака. Затем инки стали завоевывать земли на севере — не спускаясь на побережье, они дошли до нынешнего Эквадора. Созданное инками государство достигло наивысшего расцвета в XIV – XV веках. Официальным названием инкского государства было «Тауантинсуйу» – «четыре соединенных стороны света». Столицей был легендарный город Куско.

Во главе государства стоял сапа инка – «Единственный Инка». Он воспринимался «Сыном Солнца» (интип Чурин), являлся преемником Солнечного светила, сошедшим на Землю. Сапа инка имел особые инсигнии – красную налобную повязку, бахрому, одежду и обувь, украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда и обувь использовались только один раз, после чего уничтожались. Налобная повязка и бахрома носились пожизненно и после смерти сапа инки украшали его мумию. Пищу правитель вкушал из золотых сервизов, которые также являлись предметом одноразового использования. Женой сапа инки могла быть только сестра – койа. Кроме этого, государь имел гарем. Наследник (аука) определялся волей государя из числа сыновей; приоритет отдавался сыну от койи, но далеко не всегда; он мог быть отвергнут из-за родинки, кривых зубов или по каким-либо иным мотивам.

В инкской цивилизации существовал государственный совет, в который входили родственники сапа инки. Совет избирал верховного жреца – Вильяк Уму, также из числа родственников правителя. Государство делилось на четыре части – Кольясуйу, Контисуйу, Чинчасуйу и Антисуйу. Управляли ими наместники, суйуйок арукуна, ближайшие родственники правителя. Они же входили в государственный совет.
Инкам было известно кодифицированное право. Свод инкских законов был составлен около середины XV века Пачакути. Самым тяжким преступлением считалась государственная измена; из кожи виновного делался барабан, из костей – флейты, дом виновного сравнивался с землей, земельный надел посыпался солью. Тяжким преступлением считалось вступить на территорию дворца Единственного Инки, богохульство, за них налагалась смертная казнь. Сурово карались должностные преступления: на обвиненного чиновника с высоты одного метра сбрасывался камень на позвоночник. Практиковались наказания без вины – жителей деревни за преступление на их территории, отца за несовершеннолетнего. Преследовались аборты: за нерожденного мальчика женщина подлежала смерти, за нерожденную девочку – 200 ударам плетью. Наказывался инцест. Однако сапа инка не мог жениться ни на ком, кроме сестры. Были наказания за безделье, лень. Если человек крал от голода, то наказывался чиновник, не обеспечивший его продовольствием. Тяжким наказанием было заключение в тюрьму, так как камеры заполнялись хищниками, змеями, смертоносными насекомыми. Если заключенный не погибал за двое суток, то считался невиновным, и сапа инка уплачивал ему компенсацию.

Обществу инков была присуща развитая стратификация. Высший слой составляли капак – знать, называвшаяся еще хатунринкрийоки, то есть «большеухие», так как им оттягивались уши в знак высокого благородства. Кроме знати выделялись кураки, чиновники. Возглавлял чиновников тукук рикой – «тот, кто видит все». Ему непосредственно подчинялись унукамайоки – надзиратели над 10000 подданных; ниже их стояли уаранкамайоки, надзиравшие над 1000; затем шли пачакамайоки, смотрители над ста жителями; еще ниже были пикамайоки – смотрители над 50, и наконец, чунчакамайоки – контролеры над десятью подвластными. Основную массу населения составляли хатунруна – «маленькие люди», они платили налоги, обрабатывали общественные земли, исполняли миту, различные общественные работы, 90 дней в году.
Инкская экономика носила такой же характер, как и майяская: отсутствовала частная собственность, не было денег. Однако была развита меновая торговля. Инки делали тростниковые лодки и уампу – плоты с крытыми постройками, мачтами и квадратными парусами. Они совершали плавания в океан. Известно, что Тупак Юпанки совершил морскую экспедицию в конце XV века в Тихий океан. Его флотилия составляла несколько сотен уампу, на которых находились двадцать тысяч человек. Экспедиция длилась год, и историки полагают, что Тупак Юпанки доходил до острова Пасхи. После этого плаванья в Тауантинсуйу появились рабы-негроиды.

Инки строили дороги, выложенные кирпичом и имевшие бордюры. Главная дорога, которую испанцы назвали «Королевской», превышала протяженностью 5000 километров. Дороги местами прорубались в скалах, местами поднимались на искусственных виадуках. Сохранилась тринадцатикилометровая дамба над болотом, являвшаяся составной частью одной из государственных дорог. Строились подвесные мосты. Самым известным был мост через реку Апуримак длиной восемьдесят метров. Он был сооружен на высоте 36 метров по приказу Сапа Инки Роки в 1350 году и продержался пятьсот лет. Инки первыми стали использовать канатные дороги (оройи); тросы плелись из волокон листьев агавы; кабинки для путников также были плетеными. Дороги использовались для передвижения войск, для транспортировки товаров, которые переносили вручную. Существовала эстафетная почта. Для исполнения почтовой службы отбирались самые быстроногие и выносливые юноши. Должность почтальона (часки) считалась почетной. Лучшие часки награждались сапа инкой. От Куско до Куму расстояние превышало 2000 км, и почта доходила за пять дней. За задержку почтовой корреспонденции часки наказывались 50 ударами палкой по голове, после чего им отрезали ноги.

Для архитектуры инков характерно использование огромных каменных кладок, сооружаемых без цемента. Территории огромного инкского государства объединяли дороги. Последний город инков Мачу-Пикчу лежит высоко в горах. Он построен по схеме, типичной для инков: храм Солнца и дворец расположены по бокам центральной площади. Знания инки передавали с помощью «кипу», связок цветных шнурков с узелками. Для расшифровки кипу готовились специальные люди. История сохранялась в песнях, прославивших деяния вождей. Инки были хорошими музыкантами и танцорами, умели слагать стихи.

История древних цивилизаций
Науки и ремесла инков







Правители Руси в картинках



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова




Тюр

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd