Экономика Византийского таксиса

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

В ранневизантийский период ценой блестящего «века Юстиниана» стало тяжелейшее внутреннее положение государства, особенно в экономике и финансах, несших бремя колоссальных расходов. Нехватка средств сделалась подлинным бичом его царствования, и в поисках денег Юстиниан нередко прибегал к мерам, которые сам же осуждал: продавал должности и вводил новые налоги. С редкой прямотой Юстиниан заявил в одном из своих указов: «Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императора — уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью». Строгость во взимании налогов достигла предела и гибельно сказывалась на населении. По словам современника, «иностранное вторжение казалось менее страшным налогоплательщикам, чем прибытие должностных лиц фиска». С этой же целью Юстиниан стремился извлекать прибыль из торговли империи с Востоком, установив высокие таможенные пошлины на все ввозимые в Константинополь товары, а также обращая целые производства в правительственные монополии. Именно при Юстиниане в империи было освоено производство шелка, дававшее казне огромные доходы.

В средневизантийский период устойчивость экономики основывалась на развитых товарно-денежных отношениях и обращении золотого солида, чеканившегося со времен Константина I. Фемный строй позволял сохранять военную мощь государства и неизменность его экономических институтов, обеспечивавших господство в политической жизни столичной чиновной аристократии, а потому неуклонно поддерживался на протяжении всего X — начала XI века. Вскоре после смерти наиболее яркого представителя Македонской династии Василия II Болгаробойцы (976-1025) начался упадок. Он был вызван саморазрушением фемного строя, шедшего по мере роста слоя землевладельческой, военной по преимуществу аристократии. Неизбежное возрастание частноправовых форм зависимости византийского крестьянства ослабляло государственный контроль над ним и приводило к столкновению интересов столичной чиновной и провинциальной знати.



Специфика Византийского таксиса в немалой степени обуславливалась экономикой. Ее основой была частная собственность, чем Византия резко отличалась от Востока и от современного ей Запада. Существенное место в экономике занимала государственная собственность, предопределившая особую роль государства. Однако император никогда не был верховным собственником всех земель империи. Другим фундаментальным отличием византийской экономики было продолжающееся развитие городских ремесел и торговли. В Византии не наблюдалось упадка городской жизни и аграризации, как на Западе. В городских эргастериях производили самые изысканные шелковые и парчовые материи, предметы роскоши и украшения. В столичных ремесленных мастерских работали лучшие ювелиры, мозаичисты, эмальеры, художники. Вершины подлинного искусства достигли византийские керамисты и стеклоделы. Изделия византийских мастеров пользовались огромным спросом во всем мире и выступали недосягаемыми образцами.



В Византии была исключительно развита международная торговля. Византийские купцы состояли в обмене с Индией и Китаем, Цейлоном и Аравией, с Эфиопией и Ливией, с Ираном и Согдианой, византийские купцы достигали Британии и Скандинавии. Многие достижения коммерческой техники впервые появились именно в Византии, например, «летучие письма», или вексель. В Византии на протяжении почти тысячи лет имела хождение золотая монета – солид, впоследствии – иперпир. Ее весовой стандарт повлиял на становление итальянской золотой монеты. В экономике Византии все более важное место начинает играть Венеция, которая в обмен на военную помощь добивается от императоров беспрецедентных привилегий в восточной торговле. На смену фемному строю приходит система проний, основанная на частноправовых формах эксплуатации крестьянства и просуществовавшая вплоть до конца византийской истории.

История древних цивилизаций

Техника византийской эпохи

Top Mail.ru