Экономика эллинской цивилизации

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Эллинской цивилизации была свойственна особая экономическая система. Само слово «экономика» греческого происхождения – оно обозначало «домашнее хозяйство». Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал использование земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и расточительность; земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при передаче по наследству. В то же время у эллинов развивалась частная собственность на постройки, движимое имущество, скот, рабов, однако и здесь не было полной свободы отчуждения, и передвижение собственности находилось под контролем полиса, в особенности, если имущество переходило из рук эллинов в руки метэков, или иностранцев.

Фивы Суд
Фивы. Суд в Древней Греции.

Известно, что многие выдающиеся деятели культуры, например, Геродот и Сократ, привлекались к суду за распродажу своего имущества и значительные расходы на путешествия, и им пришлось долго доказывать, что их поездки в заморские страны не были бесцельными и что затраты на них оправданы пользой для полиса приобретенных новых знаний. Эллада принадлежала к числу тех немногих стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на торговом обмене.



Еще в XVI веке до нашей эры, до завоевания дорийцев, в Элладе получил хождение унаследованный от критян денежный эквивалент – талант. В VIII веке до нашей эры, одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета – драхма, с выбитыми на ней знаками полиса и гарантированным весом. Сами по себе деньги были изобретены в Лидии, малоазийском царстве, но именно в Элладе они получили особое развитие. Появилось ростовщичество – ссуда денег под процент. Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем «хрематистикой».



Ростовщичество и рабовладение обусловили отказ от производственной деятельности свободных граждан, вызвали потребительские, паразитические настроения. Если во времена Солона афинянин за праздность мог угодить в тюрьму, то позднее, в эллинистический период, занятия ремеслом или коммерцией стали восприниматься постыдными в глазах афинян. В эллинистическую эпоху бедствием общества станет крайняя неравномерность распределения собственности: менее одного процента граждан сосредоточат в своих руках абсолютное большинство богатств, среди остальной части граждан, среди демоса, распространится нищета.

История древних цивилизаций

Наука и техника Эллады

Top Mail.ru