Дорийцы

В XII столетии до нашей эры в Элладу вторглись дорийцы, принадлежавшие к протоиллирийским и протомакедонским племенам. Дорийцы переместились из Северной Греции в юго-западные районы Пелопоннеса, затем заселили острова Родос, Крит и другие области Эллады. Дорийцы были кочевниками и стояли на крайне низкой ступени общественного и культурного развития, отличались исключительной воинственностью и жестокостью. Возглавляли дорийское завоевание Гераклиды, потомки Геракла.

Дорийцы
Дорийцы, художник Роджер Пейн

Дорийцы захватили и разрушили Микены, Афины, Тиринф, Пилос и другие эллинские протополисы. Городская жизнь оказалась прерванной, городское население исчезло; ученые, художники и ремесленники эмигрировали. Достижения прежней культуры были утрачены: перестали функционировать верфи, поддерживаться морские сообщения, разрушились дороги и мосты, водопроводы и каналы, не стало каменных построек, величественных гробниц; исчезли фрески и расписные полы; была предана забвению письменность; грамотность стала преследоваться как занятие черной магией.

Дома стали делаться из дерева и необожженного кирпича, глиняная посуда упростилась, искусную вазопись вытеснил геометрический орнамент, вместо захоронений в земле (ингумация), стала практиковаться кремация. Замерла жизнь в святилищах – Дельфах, Делосе и др. Не стало ни царской власти, ни жречества, ни письменности. В цивилизационном отношении Эллада была отброшена на несколько столетий назад. В то же время дорийцы явно превосходили эллинов в военном отношении и в военизированных технологиях. Дорийцы умели обрабатывать железо, изготовляли железное вооружение, применяли линейное построение тяжелой пехоты, позднее получившее название фаланги, использовали конницу. Наступила героическая эпоха, в которой место письменности заняла изустная эпическая традиция.

Историки называют эту эпоху гомеровской (XI–IX века до нашей эры), по имени легендарного поэта-певца Гомера. Он, вероятнее всего, был уроженцем острова Хиоса и жил на рубеже IX–VIII веков до нашей эры, еще до 776 года до нашей эры, года Первой Олимпиады, не известной поэту. Ему принадлежала финальная переработка «Троянского» поэтического цикла и создание «Илиады» и «Одиссеи». Современные лингвистические исследования подтверждают языковое и стилистическое единство поэм, являющееся результатом индивидуального авторства.

Гомер использовал опыт предшествовавших певцов-аэдов нескольких столетий, в частности, Фамириса, Демодока, Фемия. Исследователи справедливо выделяют в поэмах напластования различных эпох – догомеровской, гомеровской и даже постгомеровской, поскольку после Гомера «Илиада» и «Одиссея» еще более 200 лет существовали и передавались в изустной традиции и были записаны по повелению Писистрата в VI веке до нашей эры. Гомеру неизвестны достижения прежних высокоразвитых культур Крита и Микен. Гомер ничего не знал о водопроводе, канализации, дворцах, акрополях; он не упоминал о фресках, мозаиках, изысканной керамике; он располагал достаточно смутными представлениями о странах, граничивших с Элладой, сведения об Италии у него были откровенно фантастическими. Гомер порицал образованных людей, все его герои сплошь безграмотны.

Только столетия спустя нравы дорийцев смягчились, они восприняли обычаи, моду и язык эллинов. Только к IX–VIII векам до нашей эры стала восстанавливаться городская жизнь и общая культура Эллады. В VIII столетии до нашей эры восстанавливается и письменность, и она приобретает характер фонетического письма. Это было самым значительным открытием греков – возник греческий алфавит, первый в истории. Появление греческой письменности зачастую рассматривают как результат заимствования у финикийцев.

Действительно, большая часть букв греческого алфавита, как и само слово «алфавит», производное от первых двух букв, совпадает со знаками финикийско-семитского письма: достаточно сравнить греческие α (альфа), β (бета), γ (гамма), δ (дельта) и финикийские (алеф), (бет), (гимель), (далет), обозначающие соответствующие понятия – «бык», «дом», «верблюд», «дверь». Но это суждение не позволяет оценить по заслугам новаторство греков, а именно: введение знаков для записи гласных звуков, отсутствующих в финикийской письменности.

Оказалось, что для записи всего многообразия слов достаточно 24 знака, а не нескольких сотен, как в силлабическом или слоговом письме, и не нескольких тысяч, как в иероглифическом письме. Алфавит дал возможность точнее фиксировать и передавать социальную и культурную информацию, стал фактором стремительного развития литературы и поэзии. Изобретение алфавита, без преувеличения, положило начало эллинской цивилизации. Открытие эллинами знаков для записи гласных впоследствии будет воспринято и самими финикийцами, у которых эллины многому научились, и другими семито-хамитскими и европейскими народами.

Далее ► Возникновение полиса Афины