Энциклопедия мифологии
История Эллады История Византии Современная цивилизация Мифология Японии

Возникновение полиса Афины


Галерея картины мифических существ

Восстановление производительных сил к IX – VIII веку до нашей эры, стабилизация социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового общества. Полис (от греч. Πολις) отличался от городских поселений предшествующего времени – протополисов – наличием сообщества граждан (Πολιτης), которому принадлежал верховный суверенитет, то есть права учреждать собственные органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы, отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные единицы и т. д. Собственно, полис являл собой город-государство, форму социально-экономической и политической организации общества и государства. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). В дальнейшем форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.).

Древние афиняне
Древние строители города-государства Афины



Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах. В IX столетии до нашей эры вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании – экклессии. Собрание избирало пожизненного правителя – архонта, который отличался от прежних басилевсов отсутствием царских инсигний и привилегий, отсутствием священнических и судебных полномочий. С 752 года до нашей эры архонты стали избираться только на 10 лет, а с 682 года до нашей эры стала избираться коллегия 9 архонтов сроком на 1 год. Первый архонт, самый старший, назывался эпоним, и его именем обозначался год в Афинах; эпоним ведал внутренними делами, попечением о сиротах, несовершеннолетних, семейными и наследственными делами. Второй архонт – басилевс – наблюдал за религиозной жизнью, осуществлял первосвященнические функции. Третий архонт – полемарх – возглавлял войско. Остальные шесть архонтов назывались фесмофетами, то есть судьями и законодателями. Все афинские граждане делились на три сословия: эвпатридов (благородных), демиургов (ремесленников) и геоморов (земледельцев). Все они обладали избирательными правами, но только эвпатриды имели право избираться на должности.



Основание города-государства Афины предание относит к XVI-XIII векам до нашей эры. Назван в честь богини Афины (миф о ее споре с Посейдоном за право дать городу имя, возможно, отражает борьбу различных племен за господствующее положение). После покорения Греции Македонией в VI столетии до нашей эры начался упадок города, но он еще долго держался остатками своей былой славы столицы философов и поэтов, лучших педагогов Греции. Так, регулярные пожертвования делались династией Птолемеев, династией Атталидов. Уже в эллинистический период Афины стали местом паломничества для всякого образованного грека, где бы он ни жил, а впоследствии и для римлян.

История древних цивилизаций
Афинский свод законов


Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Менады
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Эльфы-Альвы


Правители Руси в картинках










Персефона


Один
При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd