Энциклопедия мифологии
Античная история Эллады и Рима
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Зоил

Зоил (Ζωίλος) — оратор, философ и литературный критик IV-III веков до нашей эры, родом из Амфиполя, что во Фракии, откуда один из его эпитетов: "фракийский раб". Со времени римских поэтов века Августа, Зоил — нарицательное имя критика завистливого, язвительного и мелочного. За насмешки и издевательство над Гомером Зоил был прозван "Бичом Гомера" (Όμηρομάσιξ); называли его также "собакой красноречия". Насколько можно судить по уцелевшим, довольно многочисленным его, критическим замечаниям, по названиям его сочинений и по суждениям о нем Лонгина и Порфирия, древних знатоков литературы, Зоил принадлежал к числу софистов пытливых, остроумных, но очень мало понимающих в поэзии и вовсе не сообразующихся в оценке древних поэтических произведений с миросозерцанием и вкусами общества, для которого произведения эти назначались первоначально.

В гневе на ахеян Аполлон мечет свои смертоносные стрелы сначала в мулов и собак (Илиада, I, 50); по мнению Зоила — это непристойная напраслина на божество, "ибо чем провинились перед ним мулы и собаки"? При известии о смерти Патрокла, Ахилл предается безмерной скорби и изливается в слезах (Илиада, XVIII, 22-35); вслед за Платоном Зоил повторяет, что смерть не должно почитать злом, что слезы и отчаяние — удел женщин; "даже Гекуба, при виде влекомого за колесницей тела Гектора, не проявляет такого исступления, каким Гомер наделяет здесь своего героя". В изображении Приама, выпрашивающего у Ахилла останки сына, Зоил находил несколько несообразностей: Гермес не провожал Приама до Ахиллова шатра, троянский старец запасся раньше пропуском от Ахилла. Приам и Ахилл не могли говорить так, как они говорят у Гомера; но нелепее всего вмешательство в дело Аполлона, с целью сохранить нетленным труп Гектора (XXIV, 470 сл.).

О Диомеде поэт сообщает, что Афина "пламень ему от щита и шелома зажгла неугасный" (V, 4). "Это верх нелепости, — восклицает Зоил — Что же станется с героем? Он должен тотчас обратиться в пепел". Эти и подобные примеры Зоиловой критики Гомера не более странны, нежели многие замечания Платона против царя поэтов; в том же направлении критиковали гомеровские поэмы Аристотель и александрийские грамматики, предшественником которых был Зоил. От других критиков того же рода он отличался, вероятно, лишь большей настойчивостью в выискивании всевозможных недочетов в Илиаде и Одиссее. Плиний старший две книги своей "Естественной истории" составил по Зоилу; Лонгин находил весьма остроумным выражение Зоила: "плачущие поросята" о спутниках Одиссея, обращенных Цирцеей в свиней. Обличители Гомера появляются в литературе уже с VII веке до нашей эры; но они выступали в интересах морали и религиозного спиритуализма, а Зоил — обличитель Гомера во имя здравого смысла.





Правители Руси



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Тифон

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd