Энциклопедия мифологии
Античная история Эллады и Рима
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Жребий

В древности и в средневековье жребий служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К жребию прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи двенадцати драгоценных камней с именами двенадцати колен израильских волю Бога (так называемый урим и туммим). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула и в книге пророка Ионы. Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее. В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по жребию чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их есть в последних главах "Афинской политии" Аристотеля. В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так называемой докимасии, то есть обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны.

У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике например; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По праву Рупилия в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкой. Особенно известны оракулы воли жребия в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и другие историки рассказывают о метании жребия у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль жребия Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах — у Адама Бременского.

В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: жребий решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды. По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 году святой Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 году в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, например, по рипуарскому закону жребий иногда мог заменять ордалии; сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход.






Правители Руси в картинках



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Единорог

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd