Энциклопедия мифологии
История Древнего Рима
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Центонарии

Центонарии (латинское centonarii) — так назывались у римлян мастера, производившие centones, то есть одежды, покрывала, одеяла, занавеси, попоны, сшитые из лоскутов шерстяной материи и находившие широкое применение среди низших классов населения Италии и западных провинций. Центоны употреблялись и в экипировке солдат, а также для защиты целых отрядов и военных машин от неприятельских стрел. Таким образом, центон стал синонимом дешевой и низкопробной шерстяной материи, сукна. Производство его приняло очень крупные размеры и было едва ли не наибольшим из всех существовавших в Римской империи. Количество коллегий, в которые объединялись производители центонарии, в настоящее время известно до 75. Организация этих коллегий была аналогичной с организацией коллегий ремесленников вообще (collegia fabrum), то есть преследовала главным образом цели взаимопомощи, похоронных касс, профессиональных клубов (назначение которых — доставить своим членам веселый досуг) и религиозных братств.

Памятником увеселительных предприятий центонариев остались тессеры их коллегии в Риме, дававшие право на вход на общее празднество или на долю в раздаче хлеба, вина и т. п. Каждая коллегия имела своего покровителя или из числа общепочитаемых богов, или специального гения. До какой степени участие в коллегии центонариев было связано с соответствующим культом, видно из того, что члены его иногда прямо и называются "coltores centonarii", а место собрания членов коллегии, обыкновенно носящее название "schola", у центонариев иногда называлось templum (храм). Дома для собраний были не единственным имуществом коллегий. Судя по сохранившимся завещаниям, им оставлялись в наследство значительные суммы денег. Отсюда следует заключить, что члены коллегий принадлежали к более или менее состоятельному классу населения. По-видимому, коллегии центонариев имели рабов и даже своих отпущенников, которые при освобождении присоединяли к своему имени название коллегии.

В 368 году император Валентиниан I обязал коллегии центонариев следить за тем, чтобы никто из их членов не записывался в сословие куриалов. 30 лет спустя император Гонорий запретил куриалам вступать в коллегии центонариев; последний указ должен быть отнесен к ряду мер, которыми римское правительство в IV веке хотело остановить бегство из курий. Очевидно, что повинности центонариев были меньше, чем податное бремя, лежавшее на куриалах. Главною повинностью центонариев была пожарная; имя их с течением времени стало синонимом пожарного. Существует даже мнение, по которому коллегии центонариев представляли собою пожарные дружины, получившие свое название от центонов — больших полотнищ, употреблявшихся для тушения пожаров; изготовлением же центонов занимались только те центонарии, которые не входили в состав коллегий. Отправлением пожарной повинности объясняются как связь коллегий центонариев с коллегиями ремесленников, равномерно участвовавшими в тушении пожаров, так и военная организация некоторых коллегий. Связь с collegia fabrum выражалась в общих предприятиях (например, постройка храма в городе Regium Lepidi — ныне Реджио), в общей организации (общие префекты и патроны в Брешии и Милане), в унаследовании сообща имущества и т. п.

К термину "centonarius" иногда присоединяется эпитет, детально определяющий функцию данной группы пожарных (например, Scalarius, от scala, лестница). Тушение пожара иногда поручается коллегии fabrum (Плиний Младший, например, в бытность свою наместником Понта и Вифинии, предлагает Траяну учредить в опустошенной пожаром Никомидии collegium fabrum для предупреждения на будущее время таких бедствий). Из этого следует заключить, что пожарная повинность лежала одинаково и на тех, и на других, и что во время Плиния слово fabri в такой же мере обозначало пожарных, в какой и centonarii. Это говорит не в пользу гипотезы Гиршфельда. В связи с центонариями стояла и коллегия дендрофоров (древоносцев), имевшая тесную связь с культом Кибелы, а по некоторым предположениям, с торговлей лесом. Моммсен видит в них нечто вроде муниципальной полиции. Что касается военной организации, то в некоторых местах коллегии центонариев делились на центурии или декурии (например, в Комо, в Милане), совпадавшие, по-видимому, с делением центонариев-пожарных по специальным функциям.

Во главе коллегии иногда стоял префект, который, по всей вероятности, назначался правительством не из числа членов коллегии, а из посторонних лиц, иногда всаднического сословия. В двух случаях, однако, известны префекты коллегий центонариев по выбору, а не по назначению. В Милане и Брешии под начальством префекта вместе с центонариями находились и коллегии fabrum. Противопожарная организация в форме натуральной повинности охватывала только Запад империи; на греческом Востоке обязанность эта лежала на городской полиции, под начальством эйренархов (είρήναρκοι, начальники полиции безопасности) и нюктостратегов (νυκτοστρατηγοι, начальники ночной охраны). На западе аналогичная организация существовала в Остии, где находились обширные казенные склады хлеба для продовольствия Рима, для императорских даровых раздач. Обилие горючего материала требовало особой охраны, которая лежала на обязанности прокуратора Остийской анноны и подчиненных ему вигилей (стражей), а также коллегий (плотников и кораблестроителей). Таким образом, в Остии уживались обе системы рядом — и греческая, и римская.







История России



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Прометей

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd