Центонарии

Центонарии (латинское centonarii) – так назывались у римлян мастера, производившие centones, то есть одежды, покрывала, одеяла, занавеси, попоны, сшитые из лоскутов шерстяной материи и находившие широкое применение среди низших классов населения Италии и западных провинций. Центоны употреблялись и в экипировке солдат, а также для защиты целых отрядов и военных машин от неприятельских стрел. Таким образом, центон стал синонимом дешевой и низкопробной шерстяной материи, сукна. Производство его приняло очень крупные размеры и было едва ли не наибольшим из всех существовавших в Римской империи. Количество коллегий, в которые объединялись производители центонарии, в настоящее время известно до 75. Организация этих коллегий была аналогичной с организацией коллегий ремесленников вообще (collegia fabrum), то есть преследовала главным образом цели взаимопомощи, похоронных касс, профессиональных клубов (назначение которых – доставить своим членам веселый досуг) и религиозных братств.

Памятником увеселительных предприятий центонариев остались тессеры их коллегии в Риме, дававшие право на вход на общее празднество или на долю в раздаче хлеба, вина и т. п. Каждая коллегия имела своего покровителя или из числа общепочитаемых богов, или специального гения. До какой степени участие в коллегии центонариев было связано с соответствующим культом, видно из того, что члены его иногда прямо и называются "coltores centonarii", а место собрания членов коллегии, обыкновенно носящее название "schola", у центонариев иногда называлось templum (храм). Дома для собраний были не единственным имуществом коллегий. Судя по сохранившимся завещаниям, им оставлялись в наследство значительные суммы денег. Отсюда следует заключить, что члены коллегий принадлежали к более или менее состоятельному классу населения. По-видимому, коллегии центонариев имели рабов и даже своих отпущенников, которые при освобождении присоединяли к своему имени название коллегии.

В 368 году император Валентиниан I обязал коллегии центонариев следить за тем, чтобы никто из их членов не записывался в сословие куриалов. 30 лет спустя император Гонорий запретил куриалам вступать в коллегии центонариев; последний указ должен быть отнесен к ряду мер, которыми римское правительство в IV веке хотело остановить бегство из курий. Очевидно, что повинности центонариев были меньше, чем податное бремя, лежавшее на куриалах. Главною повинностью центонариев была пожарная; имя их с течением времени стало синонимом пожарного. Существует даже мнение, по которому коллегии центонариев представляли собою пожарные дружины, получившие свое название от центонов – больших полотнищ, употреблявшихся для тушения пожаров; изготовлением же центонов занимались только те центонарии, которые не входили в состав коллегий. Отправлением пожарной повинности объясняются как связь коллегий центонариев с коллегиями ремесленников, равномерно участвовавшими в тушении пожаров, так и военная организация некоторых коллегий. Связь с collegia fabrum выражалась в общих предприятиях (например, постройка храма в городе Regium Lepidi – ныне Реджио), в общей организации (общие префекты и патроны в Брешии и Милане), в унаследовании сообща имущества и т.п.

К термину "centonarius" иногда присоединяется эпитет, детально определяющий функцию данной группы пожарных (например, Scalarius, от scala, лестница). Тушение пожара иногда поручается коллегии fabrum (Плиний Младший, например, в бытность свою наместником Понта и Вифинии, предлагает Траяну учредить в опустошенной пожаром Никомидии collegium fabrum для предупреждения на будущее время таких бедствий). Из этого следует заключить, что пожарная повинность лежала одинаково и на тех, и на других, и что во время Плиния слово fabri в такой же мере обозначало пожарных, в какой и centonarii. Это говорит не в пользу гипотезы Гиршфельда. В связи с центонариями стояла и коллегия дендрофоров (древоносцев), имевшая тесную связь с культом Кибелы, а по некоторым предположениям, с торговлей лесом. Моммсен видит в них нечто вроде муниципальной полиции. Что касается военной организации, то в некоторых местах коллегии центонариев делились на центурии или декурии (например, в Комо, в Милане), совпадавшие, по-видимому, с делением центонариев-пожарных по специальным функциям.

Во главе коллегии иногда стоял префект, который, по всей вероятности, назначался правительством не из числа членов коллегии, а из посторонних лиц, иногда всаднического сословия. В двух случаях, однако, известны префекты коллегий центонариев по выбору, а не по назначению. В Милане и Брешии под начальством префекта вместе с центонариями находились и коллегии fabrum. Противопожарная организация в форме натуральной повинности охватывала только Запад империи; на греческом Востоке обязанность эта лежала на городской полиции, под начальством эйренархов (είρήναρκοι, начальники полиции безопасности) и нюктостратегов (νυκτοστρατηγοι, начальники ночной охраны). На западе аналогичная организация существовала в Остии, где находились обширные казенные склады хлеба для продовольствия Рима, для императорских даровых раздач. Обилие горючего материала требовало особой охраны, которая лежала на обязанности прокуратора Остийской анноны и подчиненных ему вигилей (стражей), а также коллегий (плотников и кораблестроителей). Таким образом, в Остии уживались обе системы рядом – и греческая, и римская.