Мифология Египта
История Месопотамии
Мифология Скандинавии
История Японии

Юстин

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Юстин I — император восточно-римский с 518 по 527 год нашей эры, по происхождению простой крестьянин из Иллирии; в царствование Льва I прибыл в Константинополь, был при Анастасии офицером и принимал участие в усмирении исавров; впоследствии достиг должности comes excubitorum, т. е. начальника императорских телохранителей. После смерти Анастасия евнух Аманций, желая при помощи популярного в войсках Юстина I возвести на престол свою креатуру (некоего Феокрита) и управлять его именем, передал Юстину громадные суммы для привлечения на сторону Феокрита гвардии, но Юстин I раздал деньги от себя, ничего не говоря о Феокрите, и был с согласия сената и народа провозглашен императором, несмотря на то что у Анастасия остались племянники, считавшие себя претендентами на престол.

Царствование Юстина I было реакцией против предыдущего. Анастасий был монофизит — Юстин I твердо держался православия; он покончил схизму между римской и константинопольской церковью, вызванную генотиконом Зенона; при нем было установлено празднование в память четвертого вселенского собора. Юстин I признал исповедание папы Льва I. Аманций и Феокрит были обвинены Юстином в измене и казнены. Виталиан, очень влиятельный во времена Анастасия полководец, сначала получил от Юстина I должность magister militum, но вскоре был также убит, вызвав подозрения Юстина и зависть со стороны Юстиниана. Очень старый (при вступлении на престол ему было уже около 66 лет), Юстин I мало занимался внутренними делами, в которых ему помогал его племянник Юстиниан. Так как Юстин не имел детей, то он усыновил Юстиниана и в апреле 527 года сделал его соправителем, с титулом Августа. В том же году Юстин I умер, оставив престол Юстиниану I.

Юстин II — император восточно-римский, племянник Юстиниана I, сын его сестры Вигилянции и Дульциссима; был женат на Софии, племяннице императрицы Феодоры; вступил на престол после смерти Юстиниана I, в 565 году нашей эры. Положение государства при Юстине II было очень тяжелым и внутри, и извне, а Юстин II не был человеком, какой был нужен империи в такое тяжелое время: всегда болезненный, он кончил сумасшествием (с 574 года). В религии Юстин II твердо держался чистого православия и написал в этом смысле манифест к православным; с 572 года, под влиянием патриарха Иоанна, он начал даже преследовать монофизитов. Аварам Юстину II отказался платить деньги, которые они привыкли получать от империи; они стали нападать на придунайские провинции. В Италию, по отозвании оттуда экзарха Нарсеса, вторглись лангобарды, завоевали всю северную и часть средней и южной Италии; под властью империи остались лишь Романья, береговая полоса от Римини до Анконы, Рим и нижняя Италия. При Юстине II возобновилась борьба с персами.



Юстин II заключил союз с турками против персов, но турки не были в состоянии оказать ему существенную поддержку. Помощи империи просили армяне, подданные Хозроя, побуждаемые к тому религиозными преследованиями. Хозрой I Нуширван взял Дару, опустошил Сирию. Более счастливый для империи оборот война с персами приняла, когда во главе императорских войск стал Тиверий Константин, занимавший должность comes excubitorum, а затем торжественно возведенный в сан Кесаря. В 575 году было заключено пятилетнее перемирие с персами, но оно вскоре было нарушено. В 576 году персам было нанесено сильное поражение при Мелитене, затем взята Сингара в Месопотамии. Во время войны в 578 году Юстин II умер.



Юстин (Марк Юстиниан) — римский историк времен Антонина, жил около 60 года нашей эры, автор извлечения из не дошедшего до нас обширного исторического труда Трога Помпея, под заглавием "Historiae Philippicae", в 44 книгах. Извлечение Марка Юстиниана содержит в себе всемирную историю, главным образом македонскую, без тщательной хронологической последовательности событий; ей немало пользовался историк V веке нашей эры Орозий; она была ценима в средние века (ср. Rühl, "Die Verbreitung des Justinus im Mittelalter", 1871). Изложение Марка Юстиниана отличается простотой и сжатостью, заключает в себе много интересного и до сих пор имеет некоторое значение, хотя не всегда выдерживает строгую критику.