Энциклопедия мифологии
Мир варваров История ислама История Рима Мифология созвездий

Юлиан Флавий Клавдий


Галерея картины мифических существ

Юлиан Флавий Клавдий (Flaviuns Claudius Julianus) — римский император, правивший с 361 по 363 год нашей эры, одна из тех личностей, над истолкованием которых не устает работать внимание историков. Деятельность его, посвященная возрождению язычества, вызывала издавна глубокий интерес. Христианские писатели, современники и враги Юлиана Флавия, назвали его "отступником" (άποστάτης), и эта кличка, поддержанная церковью, тесно слилась с его именем в историческом предании. Корифеи просветительной литературы XVIII века, наоборот, оказывали ему почет как "первому свободному мыслителю". Ученые нового времени, отмечая его замечательные дарования и признавая его принципиальность и искренность, характеризовали его, тем не менее, как "романтика на троне Цезарей", находили в нем черты "Дон-Кихота", отжившего свой век.
Юлиан Флавий Клавдий родился в Константинополе 17 ноября 331 года. Он был сыном Юлия Констанция и второй жены его Базилины. Отец его происходил от второго брака Констанция Хлора с Феодорой; стало быть, Юлиан Флавий приходился племянником Константину Великому. Отец и старший брат его были умерщвлены по приказанию императора Констанция в 337 году.

Детство Юлиан провел в Константинополе, в доме матери. Наблюдение за его духовным развитием поручено было епископу Евсевию. Последний должен был воспитать ребенка в духе умеренного арианства, которому сочувствовал Констанций. Евсевий относился к своему делу холодно и небрежно; настоящим авторитетом являлся для мальчика приставленный к нему евнух варварского происхождения, но образованный, Мардоний, добрейший старик, уже бывший учителем его матери. Страстный поклонник эллинской культуры, Мардоний стремился насадить зерна ее в душе питомца, крепко к нему привязавшегося, окружая его миром образов и идей, взятых из греческой литературы, и воздерживаясь от всякого упоминания о христианстве. Рядом с этим он приучал Юлиана Флавия к строгому воздержанию и нравственному ригоризму.

После смерти Констанция 7 ноября 361 года все признали Юлиана Флавия Клавдия единодержавным государем, и он почтил предшественника царским погребением в столичной церкви святых Апостолов. Желая очистить двор от недостойных людей, которыми он наполнился при Констанции, Юлиан Флавий не удержался от преследования тех, расправа с которыми могла быть сочтена за акт мести; этим он как бы дал повод врагам запятнать заслуженную им в общем репутацию гуманного человека и справедливого государя.
Юлиан Флавий написал трактат "Против христиан". Император старался в своей книге выяснить рациональные основания неудовлетворительности христианства. Прежде всего он отказывает "галилейству" (так всегда называет Юлиан религию Христа) в самостоятельности: это, по его мнению, сколок с еврейства, а между тем идея божества и понятие о происхождении вселенной и о мироправлении в эллинизме бесконечно выше и разумнее, чем в иудаизме. Узко-националистический Иегова не может стать богом всего человечества; эволюция же эллинизма привела к построению мировой истины.



Далее Юлиан Флавий доказывает, что христиане не только отстали от высоких учений, созданных эллинизмом: они оказались неспособными понять все то возвышенное, что, как он признает, заключается в еврействе и восприняли от евреев одно их чванство, как от греков — одно легкомыслие. Они уклонились и от тех истин, которые проповедовались их же учителями — Иисусом и Павлом. Юлиан Флавий указывает на жестокие внутренние распри между христианами и утверждает, что ереси — плод необъяснимых противоречий, скрывающихся в священных книгах христианства. Само учение о Боге, догмат о Троице, есть смешение греческого политеизма и иудейского монотеизма, лишенное всякой силы и истины. Христианский культ (например, поклонение могилам мучеников) полон безумия; громадность заблуждений познается в безнравственности и жестокости, в которых живут галилеяне. Необходимо спасти человечество от великой беды, к которой ведет его христианство.



Трудно сказать, как разразилась бы дальнейшая борьба между обеими религиями, если бы царствование Юлиана оказалось продолжительным. Судьба избавила христианство от этого нового испытания и сделала трагедией только жизнь Юлиана Флавия, который, впрочем, вряд ли сознавал до конца безнадежность своего дела. Юлиан Флавий Клавдий умер в 363 году, после двухлетнего царствования, от раны, нанесенной ему вражеской стрелой на Тигре, во время похода против новоперсидского государства. Юлиан Флавий скончался через несколько дней после этого несчастного случая, в полном сознании, как философ и верующий человек, окруженный немногими верными друзьями.


Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Менады
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Эльфы-Альвы


Правители Руси в картинках










Артемида


Скади
При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd