Мифология Эллады
История Китая
История Мезоамерики
История славян

Юлиан Флавий Клавдий

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Юлиан Флавий Клавдий (Flaviuns Claudius Julianus) — римский император, правивший с 361 по 363 год нашей эры, одна из тех личностей, над истолкованием которых не устает работать внимание историков. Деятельность его, посвященная возрождению язычества, вызывала издавна глубокий интерес. Христианские писатели, современники и враги Юлиана Флавия, назвали его "отступником" (άποστάτης), и эта кличка, поддержанная церковью, тесно слилась с его именем в историческом предании. Корифеи просветительной литературы XVIII века, наоборот, оказывали ему почет как "первому свободному мыслителю". Ученые нового времени, отмечая его замечательные дарования и признавая его принципиальность и искренность, характеризовали его, тем не менее, как "романтика на троне Цезарей", находили в нем черты "Дон-Кихота", отжившего свой век.
Юлиан Флавий Клавдий родился в Константинополе 17 ноября 331 года. Он был сыном Юлия Констанция и второй жены его Базилины. Отец его происходил от второго брака Констанция Хлора с Феодорой; стало быть, Юлиан Флавий приходился племянником Константину Великому. Отец и старший брат его были умерщвлены по приказанию императора Констанция в 337 году.

Детство Юлиан провел в Константинополе, в доме матери. Наблюдение за его духовным развитием поручено было епископу Евсевию. Последний должен был воспитать ребенка в духе умеренного арианства, которому сочувствовал Констанций. Евсевий относился к своему делу холодно и небрежно; настоящим авторитетом являлся для мальчика приставленный к нему евнух варварского происхождения, но образованный, Мардоний, добрейший старик, уже бывший учителем его матери. Страстный поклонник эллинской культуры, Мардоний стремился насадить зерна ее в душе питомца, крепко к нему привязавшегося, окружая его миром образов и идей, взятых из греческой литературы, и воздерживаясь от всякого упоминания о христианстве. Рядом с этим он приучал Юлиана Флавия к строгому воздержанию и нравственному ригоризму.

После смерти Констанция 7 ноября 361 года все признали Юлиана Флавия Клавдия единодержавным государем, и он почтил предшественника царским погребением в столичной церкви святых Апостолов. Желая очистить двор от недостойных людей, которыми он наполнился при Констанции, Юлиан Флавий не удержался от преследования тех, расправа с которыми могла быть сочтена за акт мести; этим он как бы дал повод врагам запятнать заслуженную им в общем репутацию гуманного человека и справедливого государя.
Юлиан Флавий написал трактат "Против христиан". Император старался в своей книге выяснить рациональные основания неудовлетворительности христианства. Прежде всего он отказывает "галилейству" (так всегда называет Юлиан религию Христа) в самостоятельности: это, по его мнению, сколок с еврейства, а между тем идея божества и понятие о происхождении вселенной и о мироправлении в эллинизме бесконечно выше и разумнее, чем в иудаизме. Узко-националистический Иегова не может стать богом всего человечества; эволюция же эллинизма привела к построению мировой истины.



Далее Юлиан Флавий доказывает, что христиане не только отстали от высоких учений, созданных эллинизмом: они оказались неспособными понять все то возвышенное, что, как он признает, заключается в еврействе и восприняли от евреев одно их чванство, как от греков — одно легкомыслие. Они уклонились и от тех истин, которые проповедовались их же учителями — Иисусом и Павлом. Юлиан Флавий указывает на жестокие внутренние распри между христианами и утверждает, что ереси — плод необъяснимых противоречий, скрывающихся в священных книгах христианства. Само учение о Боге, догмат о Троице, есть смешение греческого политеизма и иудейского монотеизма, лишенное всякой силы и истины. Христианский культ (например, поклонение могилам мучеников) полон безумия; громадность заблуждений познается в безнравственности и жестокости, в которых живут галилеяне. Необходимо спасти человечество от великой беды, к которой ведет его христианство.



Трудно сказать, как разразилась бы дальнейшая борьба между обеими религиями, если бы царствование Юлиана оказалось продолжительным. Судьба избавила христианство от этого нового испытания и сделала трагедией только жизнь Юлиана Флавия, который, впрочем, вряд ли сознавал до конца безнадежность своего дела. Юлиан Флавий Клавдий умер в 363 году, после двухлетнего царствования, от раны, нанесенной ему вражеской стрелой на Тигре, во время похода против новоперсидского государства. Юлиан Флавий скончался через несколько дней после этого несчастного случая, в полном сознании, как философ и верующий человек, окруженный немногими верными друзьями.